В Михайловском замке представили живописные работы, фотографии и личные вещи президента Российской академии художеств.
В какой обстановке создаются шедевры теперь можно увидеть в Михайловском замке. Там открывается персональная выставка Зураба Церетели. В Русском музее попытались максимально точно воссоздать мастерскую президента Российской академии художеств.
Для этого в залах разместили не только работы мастера, но и его личные вещи. Перед открытием экспозиции художник сам вносил последние штрихи и делился воспоминаниями.
С рисующим Церетели встретился корреспондент НТВ Павел Рыжков.
Несмотря на то, что работы Церетели представлены в шести залах, экспозиция сделана без пафоса, в уютной атмосфере. Вместе с живописью, скульптурой, эмалью здесь можно найти предметы интерьера из дома художника: стулья, кресла и, конечно, палитру, этюдник, мольберт. Концепция первой персональной выставки Церетели в Русском музее — показать произведения художника в творческой лаборатории в мастерской.
За несколько часов до открытия выставки Зураб Церетели еще работал кистью. Творить президенту Академии художеств помогала запись Сезарии Эворы. Художник после приезда в Петербург неожиданно решил написать портрет дочери — искусствоведа Елены. Понравилась расцветка ее пальто. Вообще, у Церетели необычайно острое цветовосприятие. Это подчеркивают все, кто хорошо знает живопись художника.
Владимир Леняшин, завотделом живописи второй половины XIX — начала ХХ века Государственного Русского музея: «У него такой звериный инстинкт. Среди всех этих напластований он берет след. И он его не подводит. В результате все начинает сходиться.
Всю экспозицию выстроили по особому принципу. В каждом зале доминирует свой цвет. Церетели словно импровизирует с красками и объектами — это его стиль. Внимательный созерцатель в его работах увидит и любовь к фрескам в грузинских монастырях, и отголоски французского авангарда, и даже влияние Модильяни. Преподавателем Церетели в тбилисской Академии художеств был знаменитый Василий Шухаев, который проработал много лет во Франции.
Зураб Церетели, народный художник СССР, президент Академии художеств: «Я объясню его педагогическую мудрость. Здесь холст, позади стоит натурщица. И ты рисуешь, глядя на натурщицу. И он говорил, что самое главное ты берешь от натурщицы и сразу же переносишь впечатление на холст».
Церетели говорит, что такую школу живописи стараются прививать и сегодняшним студентам. На Западе классическую школу просто потеряли. Как говорят в Русском музее, Церетели смог сформироваться как художник благодаря отдаленности от Москвы и Ленинграда.
Тогда национальным художественным школам, что называется позволяли вольности. В
Зураб Церетели, народный художник СССР, президент Академии художеств: «Были запрещены импрессионисты. Тихо приносили их репродукции и книги. Моментально обратно не оставляли».
Новый портрет Церетели, возможно, оставит незаконченным специально для этой выставки. Полотно будет находиться словно в мастерской художника, в которую неожиданно пришли гости. А мастер на время общения отложил краски и кисти.